Вторник, 16.04.2024, 21:26
Приветствуем Вас Гость | Регистрация | Вход

Portable Punsh (портативные программы). Создание портативных программ. Как сделать /как создать portable? Скачать портативные программы, игры rus бесплатно.

● см. Информация о сайте

Вы можете оказать материальную поддержку сайту "Punsh Portable"! Если наш сайт помог вам в создании портативных/портабельных сборок, то любая сумма от вас сподвигнет команду сайта (Punsh + CheshireCat) на дальнейшее развитие сайта и на создание новых портативных программ.



Меню сайта
Пожертвовать
Форма входа

Поиск
Portable RUS
Про портативный софт [7]
Портативный софт-создание [12]
Фотошоп (Photoshop)-уроки [2]
Работа с программами [5]
Компьютер с нуля - Уроки [3]
Притчи [2]
Любовь (о Любви) [0]
Психология [7]
Новости [41]
Опросы
Какой браузер используете?
Всего ответов: 1633
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи, Обзоры, Уроки

Главная » Статьи, Уроки » Психология

Зависть (+Гордость) - Ю.М.Орлов Часть 2



Зависть (+Гордость) - Ю.М.Орлов (о зависти и гордости)
Что такое зависть? Как устроены зависть и гордость?
Как избавиться от зависти и гордыни? Как ослабить зависть и гордыню?

Вы считаете, что зависть и гордыня - это у других, но только не у вас? Это неправда!
Обязательно читайте дальше и вы увидите свои заблуждения...

Юрий Михайлович Орлов
Зависть


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Зависть и гордость. В чем разница?
2. Функции зависти и гордости

3. Зависть и ненависть
- Зависть и завистник
- Двойственность культуры
- Другой человек как источник зависти
4. Как устроены зависть и гордость?

- Идея равенства в зависти и гордости
- Как ум вырабатывает зависть и гордость?
5. Почему мы сравниваем?
- Развитие зависти и гордости
- Гордость и зависть способствуют самосознанию
- Желание превосходства побуждает к сравниванию
- Уместность сравнения
6. Зависть – психическая энергия социального насилия
- Суммация эмоций
- Многообразие зависти
- Экзистенциальная зависть
- Зависть и ревность
7. Как размыслить зависть и гордость?
- Размышление для ослабления зависти
- Чтобы убрать зависть, надо перестать гордиться
- Аутопсихоанализ гордости и зависти


Часть 2

5. Почему мы сравниваем?

       Мы сравниваем, потому что привыкли это делать, то есть выработали у себя привычку к сравнению. Привычка сравнивать себя с другим человеком запускается мыслями или обстоятельствами и требует исполнения. Из одного и того же привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмоции: зависть, тщеславие, злорадство, гордость, самоутверждение. Если бы мы отказались от сравнения, тогда эти эмоции были бы убиты в зародыше. Но тогда мы уничтожили бы не только вред, но и потеряли бы всю пользу, получаемую от сравнения.
       Этого не бывает по следующим причинам:
       во‑первых, сравнение чаще приятно, чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чувством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядовитых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает самоподкреплением, ибо само по себе может вызывать удовольствие;
       во‑вторых, сравнение привычно, и оно осуществляется автоматически; нас с малолетства сравнивали и оценивали; акт сравнения необходим во многих ситуациях, когда мы принимаем решения и выбираем лучшее;
       в‑третьих, мы не понимаем и не задумываемся о последствиях акта сравнения. Мы не предвидим последствий сравнения, так как зависть или гордость возникают уже после акта сравнения, а не до него;
       в‑четвертых, общество побуждает нас к сравнению, ибо оно само через своих представителей постоянно нас сравнивает в семье, в школе, на работе, поэтому сравнение становится привычным.
       Человек затрудняется, а иногда вовсе не может воздержаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и осуществляется познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах сравнения возникают и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись полностью от сравнения, я потерял бы способность к мышлению.
       Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую каждый из нас вплетен бесчисленными нитями. С момента, когда человек стал обмениваться продуктами своего труда уже в натуральном обмене, он должен был сравнивать количество своего труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться своими потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью.
       Современная культура черпает свою энергию из энергетических реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравниваются даже любовь, красота, истина…

Развитие зависти и гордости

       Состояние души другого человека проникает в меня через восприятие его выразительных движений, путем эмпатии, внутреннего чувства; сопереживание обусловлено также взаимодействием наших биополей. Настроение может передаваться непосредственно.
       Всякий раз в детстве, когда у меня было хуже, чем у брата, сестры, когда их больше любили взрослые, у меня возникало переживание, которое именуется завистью. А когда у меня было лучше, чем у них, возникала гордость.
       Зависть и гордость – чувства, которые возбуждаются в школе путем социального сравнения, чем злоупотребляют учителя. С самого раннего возраста меня сравнивали с другими людьми мои родители, классифицировали врачи, воспитатели в детском саду. И быть объектом сравнения привычно. Известно, что ребенок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Еcли меня привычно сравнивали, то и я в ответ сравниваю привычно всех.
       Привычка действует обобщенно, как инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. Поэтому‑то я автоматически сравниваю всех: маму, друга, жену, возлюбленную, продукты своего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю исключения и для себя, генерируя зависть, тщеславие, гордость. Это превращает меня в подобие биоробота. Один из моих учеников сказал, что мы зомбированы на сравнение.

Гордость и зависть способствуют самосознанию

       Сравнение сосредоточивает внимание на чертах, которые сравниваются, и это совершенствует представление о чертах соответственно представлению о самом себе и других. Если Ване сказали, что Петя аккуратный, то он без труда понимает, что означает слово «аккуратный». Он аккуратный, то есть без напоминания собирает игрушки, они у него лежат на месте, и его любят за это. Ваня сравнивает свое поведение с поведением Пети и находит различия, которые становятся ему понятными. Поскольку при этом он еще испытывает гордость, то эти представления закрепляются сильнее, чем если бы ему просто кто‑то рассказывал, что такое аккуратность. Таким образом, понятие аккуратности, как и любая черта, постигается из сравнения. При этом происходит научение: благоприятный результат сравнения вызывает у взрослых действия одобрения, похвалы, являющиеся для ребенка сильными эмоциональными подкреплениями восприятия результатов сравнения.
       Акт сравнения обладает еще одним достоинством. Он любую черту поляризует на положительное и отрицательное: умный и глупый, аккуратный и неряха, добрый и злой и т.д. В результате сравнения человек оказывается в мире двойственности. Это облегчает ориентировку в социальной ситуации и повышает чувствительность к оценкам других. Игнорируя эти оценки, мы можем оказаться плохими, со всеми неприятными последствиями, так как плохих не любят. Таким образом, эмоция зависти способствует развитию самоуважения, улучшает регуляцию поведения, совершенствует его обратную связь.
       Благодаря этим эмоциям человек может оценивать последствия своих поступков лучше, чем если бы его просто контролировали другие. Гордость является необходимым условием развития нормальной индивидуальности. Мы все должны пройти через тиранию зависти и гордости.
       Задача состоит в том, чтобы вырасти из своей гордости и зависти. Эти эмоции нужны для построения личности; а когда дом построен – леса не нужны, они мешают. Так же зависть и гордость, сделав свое дело, должны быть изжиты средствами саногенного мышления.

Желание превосходства побуждает к сравниванию

       Неукротимое стремление сравнивать себя и других поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Общество награждает первенство, в какой бы сфере оно не возникало, о чем ярко свидетельствует книга рекордов Гинесса. Враждебность, порождаемая соперничеством, поддерживает бдительность и постоянную оценку своих возможностей в борьбе за выживание в джунглях нашей культуры. Но здесь возникают и минусы.
       Многие испытывают страх перед успехом, ибо он пробуждает зависть и враждебность со стороны других, вовлеченных в соперничество. В этих условиях как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе объединятся в борьбе против меня. Отказ же от соперничества в условиях нашей культуры способствует комплексу неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе даже имеющиеся у него положительные черты. Поэтому большинство склонны к гордости, поскольку она дает суррогат благополучия.

Уместность сравнения

       Неуместные действия приводят к неудаче или даже к болезни. Например, неуместно сжавшийся сфинктер желчного протока приведет к желчной колике. Также и сравнение: оно должно быть уместным, иначе вместо ориентировки и уверенности оно порождает конфликт.
       Вспоминается сказка о дурачке, который поступал неуместно: увидев свадебную процессию, он начал горестно причитать, так как ему ранее строго указали, что нельзя веселиться перед процессией, которая в прошлый раз была похоронной. Неуместно сравнивать любимых, так как мы не можем их сменить, потому что любим.
       Сравнение и эмоциональная реакция на него приводит даже к членовредительству: женщина выложила крупную сумму денег за то, чтобы ее очаровательный курносый нос сделать римским. А эта гимнастка, стремясь испытать состояние гордости (для этого ей нужно было сделать пируэт лучше, чем соперница), вывихнула себе шею и теперь почти обездвижена.
       Гордясь, завидуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя и других покоя, вовлекаясь в гонку, у которой нет финиша?» Только саногенное мышление может создать такой стиль рефлексии успеха‑неудачи, который может эффективно «нейтрализовать тиранию зависти и гордости».


6. Зависть - психическая энергия социального насилия

       Зависть, портя отношения между близкими, выступает еще и разрушительной силой, энергетизирующей и направляющей насилие. Энергия функционеров, реализовавших процесс «раскулачивания», поддерживалась не только идеями социализма и «построения мира без эксплуататоров», а, скорее, завистью к тем, у кого дела обстояли лучше. Зависть мешает сейчас реформам намного сильнее, чем интересы бюрократии, боящейся потерять свои места. Идеи равенства поддерживаются завистью, одновременно порождая зависть.
       Бесполезно, стремясь с помощью гонки за успехом устранить зависть, сохранив при этом гордость, ибо они имеют одну основу: сравнение и равенство. Отказавшись от гордости, я выпадаю из культуры. Как тут быть? Но об этом ниже.

Суммация эмоций

       Зависть способна к накоплению энергий других эмоций. Если зависть сопровождается стыдом, виной, страхом, ревностью, ущемленной гордостью, попранием достоинства, то энергия этих эмоций сливается с доминирующей структурой переживания, и все эти эмоции вследствие этой суммации переживаются как зависть, так как наше сознание центрировано. А присоединившиеся эмоции не переживаются, а только отдают свою энергию зависти, усиливая ее, так как она центральная эмоция. Например, студент говорит: «Ведь я ему помогал списывать и давал шпаргалки, он знает хуже меня, а на экзамене он получил пять, а я – три!» В данном случае к зависти присоединяется чувство попранной справедливости, обиды и чувство неудачи. Поэтому, чем эмоциональнее человек, тем сильнее он переживает зависть, тем в большей степени ему необходимо саногенное мышление.

Многообразие зависти

       Сколько социально ценных свойств или признаков в моей Я‑концепции, столько же и истоков порождения зависти; для этого нужна самая малость: сделать эти свойства предметом сравнения меня с другими. При сравнении обнаруживается рассогласование с идеей равенства, которая и порождает эмоцию. Если я считаю себя умным, правдивым, удачливым, щедрым, то всякий раз, когда другой умнее, удачливее, я переживаю зависть, и если наоборот гордость.
       Гордость сама по себе чревата болью. Ведь она ущемляется, когда другие злонамеренно не признают вашего превосходства, даже если оно и есть.
       Гордость чревата еще и последующим предрасположением к зависти: я склонен сравнивать, но ведь не всегда у меня будет лучше, чем у других. Каждый вид зависти протекает по‑разному и имеет различный облик, и мы должны уметь, совершая интроспекцию, размыслить эту эмоцию в ее своеобразии.

Экзистенциальная зависть

       Я‑концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать предметом сравнения. Я завидую росту, богатству, внешней привлекательности, социальному положению родителей других. Если оволосение груди будет социально ценным, то буду завидовать любому более шерстистому субъекту.
       Установка на зависть создается в детстве родителями: «У нашего Пети все лучше, чем у других детей!» Но поскольку у Пети не всегда бывает лучше, чем у других детей, то из этой благой установки родителей порождается зависть. Замечу попутно, что зависть и гордость стимулируются психологами, которые считают, что обязательно нужно повысить уровень самооценки человека. Как низкая, так и высокая самооценка в одинаковой мере стимулирует зависть и гордость. Важно скорее отказаться от сравнения, чем повышать самооценку и делать благоприятные условия для сравнения.
       Чувство неполноценности родителей заставляет повышать у детей уровень самооценки, что делает детей завистливыми, поскольку они лишают их базового самоуважения. Прививая им высокую самооценку, они вырабатывают у ребенка экзистенциальный страх потерять высокую самооценку. Результат чаще всего получается обратным ожидаемому. Установка на зависть приводит к такому ходу мысли, который парализует активность: «У меня все равно хуже, чем у других, а сегодняшний успех – дело случая!»

Зависть и ревность

       Ревность обычно рассматривается как самостоятельное чувство. На самом же деле ревность представляет собой вид зависти, когда меня любят меньше, чем другого, или меня не любят, а любят другого. Ревность – это зависть в любовных отношениях людей. Зависть развивается в детстве, когда матери создают между детьми конкуренцию. Каин убил Авеля, потому что пришел к выводу, что Бог больше любит Авеля, чем его. Когда говорят, что любовь спасет мир или сделает человека счастливым, забывают о ревности. Неравенство в любви порождает зависть, которая тем более свирепа, чем сильнее любовь, и не может облагородиться и стать мягче под влиянием любви, так как этот род зависти порождается любовью и сам происходит от любви, не неся в себе никакого признака любви. Если отношения зависти нами сейчас определяются точно в терминах умственных операций, то ревность имеет много эмоциональных составляющих, которые затрудняют понимание. Поэтому ревность заслуживает того, чтобы исследовать ее как самостоятельное психическое образование. Более полную информацию о ревности и ее последствиях, а также «формулу любви» вы можете найти в моей книге «Как беречь любовь. Психобиоритмическая совместимость человека с человеком». Однако вернемся к зависти.


7. Как размыслить зависть и гордость?

       Анализируя зависть или гордость, мы выделяем следующие умственные операции:
       а) выбор значимого признака социального сравнения;
       б) актуализация ожидаемой идеи равенства: «другой должен быть подобен мне, он такой же, как я»;
       в) суждение, оценка, создающая переживание рассогласования с идеей равенства. У него лучше или может быть хуже, чем у меня.
       Три элемента эмоции налицо: ожидания, реальность, сравнение.

Размышление для ослабления зависти

       1. Сравнение неуместно, ибо люди изначально неравны
       Каждый уникален. Принимая себя уникальным, я тем самым принимаю таковыми и других; поскольку каждый уникален, то сравнение людей друг с другом неуместно. Признав эти положения, я лишаю пищи зависть и гордость. «Если у него лучше, то для этого есть основания; эти основания не обязательно плохие: много работает? Более удачлив? У него больше способностей? А может быть, у него хороший гороскоп?»
       2. Отстранение от сравнения
       Наблюдая акт сравнения, я отделяю его от себя. Ведь не все дела мы делаем с полной включенностью. Отнеситесь так и к акту сравнения. Тогда результаты сравнения меня не будут трогать. Здесь действует психологический закон: созерцание самого умственного акта приводит к отстранению от него. Для нас таким актом является сравнение.
       3. Отказаться сравнивать несравнимое
       Вот три хода мысли, которые делают невозможным возникновение зависти. Продолжим саногенное рассуждение.
       Отдельный индивидуум имеет бесчисленное число признаков. Он живое существо, и его невозможно сравнить с другим существом по каждому из признаков. А для каждого акта сравнения выделяется только один признак. Любой признак в уме предстает как абстракция, как некоторое информационное образование. Неуместность этого акта очевидна: сравнивается целостное живое существо с неким шаблоном для сравнения. Это уже понимали древние греки, которые отразили недопустимость сравнения в мифе о разбойнике Прокрусте, который любил укладывать усталого путника в ложе, но вместо отдыха получалась пытка: рослому гостю он отрубал ноги, а малорослому растягивал тело до длины ложа.
       Любимых не сравнивают. Сравнивают там, где намерены манипулировать другими людьми: в гражданских, а не в любовных отношениях. Сравнивать любимых – разбойничать по примеру Прокруста.

Чтобы убрать зависть, надо перестать гордиться

       Привычка сравнивать поддерживается тем удовольствием, которое мы получаем, когда результаты сравнения утоляют нашу гордость. Если у меня в чем‑то лучше, я горжусь. Но гордость гордости рознь. Я могу гордиться, наслаждаясь завистью ко мне других, у которых хуже, чем у меня. Эта гордость нездоровая, разъединяющая людей. Но можно гордиться саногенно. Гордись превосходством над твоими же прошлыми успехами. Гордись, размышляя о том, как устроена твоя гордость, зная цену своей гордости. Гордись для поддержания культурного шаблона. Размысливай свою гордость по схеме зависти: предмет сравнения, идея равенства, благоприятный результат сравнения.
       Бесстрастно относись к результату сравнения. Изживай привычку к сравнению. Сравнивай сознательно, чтобы не получалось так, что твое бессознательное без твоего ведома тебя же и сравнивает. Отделяй от себя гордость, и она потеряет свою силу. Относись к своей гордости снисходительно: гордость как инфантильное удовольствие, реминисценция детства, усиленная делами взрослых.
       Культивируй смирение: «У меня лучше, чем у другого – я разыгрываю гордость, чтобы не шокировать других. Ведь они хотят радоваться моему успеху. Я горжусь как будто. У меня хуже, чем у других, хотя я отказался сравнивать, но сравнивают другие, и мне приходится разыгрывать зависть. Я завидую как будто. Я наблюдаю, как меня „завидует" привычка к сравнению; я наблюдаю, как эта привычка к сравнению „делает меня гордым"».
       Выработав установку на разыгрывание «Как будто» относительно моей зависти и гордости, я подчиняю их себе.

Аутопсихоанализ гордости и зависти

       Вы ознакомились с общими характеристиками зависти и гордости. Теперь несколько советов о том, как размышлять о своей зависти и гордости. Заведите дневник для самоанализа, в котором будут отражаться акты саногенного мышления гордости и зависти. Любые акты, повторяясь, становятся привычками. Умственные акты не исключение.
       Напоминаю общую схему типовой гордости. Сила вашей гордости удвоенно проявляется в силе вашей зависти. Чтобы осознать структуру этих эмоций, вам придется осознавать те ваши умственные действия, которые возникают в типичных обстоятельствах и порождают переживания гордости и зависти, и описать соответствующие ситуации.
       Вернитесь в воображении в ситуацию, когда вы гордились. Укажите признак или качество вашей личности или поведения, наличие или избыток которых по сравнению с другими способствует вашей гордости. Опишите это качество. Может быть, это индивидуальные ценные качества, способности, профессиональное поведение, обладание чем‑либо, свойства близких людей, качество и статус семьи, принадлежность к определенной категории людей, к закрытой группе, к сообществу и тому подобное. Если вы это будете делать достаточно часто, то вы придете к полному осознанию того, что поддерживает ваше самоуважение и достоинство («у меня не хуже, чем у других!»), за которыми скрывается ваша гордость («у меня лучше, чем у других!»). Она обнаруживается сразу же, как произойдет акт сравнения этих ваших качеств у себя и у других людей из вашего окружения.
       Ловите себя на том, что вам хочется совершить этот акт сравнения, так как результат его вам приятен. Пронаблюдайте, как вроде непроизвольно блуждает ваш ум, ища благоприятные сравнения. Посмотрите на себя, когда вы в общении ведете речь о тех качествах и обстоятельствах, когда сравнение в вашу пользу. Опишите это подробно и объективно в вашем дневнике.
       Эти объекты сравнения превращаются в источник зависти, если сравнение окажется не в вашу пользу. Вы убедитесь в том, что механика работы вашего ума одинакова как при выработке гордости, так и при выработке зависти. Разница только в результате сравнения. Но этот результат все поворачивает на сто восемьдесят градусов: вы уже избегаете случаев и обстоятельств, когда сравнение не в вашу пользу. А если не можете устранить мысль об этом сравнении, то боль зависти стирает ваше благодушие, и вы становитесь агрессивным и превращаете объект зависти в жертву вашей неприязни и критики. Это прекрасный материал для самоанализа, и ваш дневник может превратиться в лекарство, с помощью которого вы «зализываете раны», нанесенные сравнением.
       Ловите себя на том, как зарождается боль зависти из этого акта сравнения, как вы уходите из ситуации, так как результат сравнения вам неприятен. Пронаблюдайте, как вроде непроизвольно блуждает ваш ум, ища повод для критики того, гордость которого усиливает вашу зависть. Посмотрите на себя, какие аргументы вы приводите в оправдание того, что у вас сейчас хуже, чем у другого. Опишите это подробно и объективно в вашем дневнике. Прочитайте мою книгу об искусстве ведения дневника, которая называется «Исцеление философией. Основные умственные операции». Это позволит вам вести дневник более эффективно и с большой пользой для себя. Саногенное мышление продлит вашу жизнь. Доказано, что завистники и гордецы чаще оказываются в эмоциональном стрессе, который истощает защитные силы организма. Если же вы сможете контролировать эти эмоции, то станете более благополучным.


Окончание...        Перейти к чтению части 1 - Начало


Психология | Добавил: Милка (20.06.2013)
Просмотров: 3247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]